В настоящее время (10.10.2024) опубликованы 34 статьи о художнике С. Кириллове. |
А.А. Преображенский. История и художник. Историко-художественный альбом "Образы русской истории". 1996 г.
Александр Александрович Преображенский, доктор исторических наук, профессор
История и художник
Наши предки в течение веков стремились сочетать исторические повествования с художественным осмыслением прошлого. Так называемые "лицевые" (иллюстрированные) летописи и другие рукописные произведения всегда почитались на Руси.
Шло время, менялись исторические условия, а вместе с ними и изобразительные стили и средства. Иконописная манера отображения действительности, сохраняясь в церковном искусстве, дополнилась реалистическими и светскими сюжетами. Портретная живопись заняла свое место в культурной жизни. Несмотря на возрастающую хронологическую дистанцию, художники не отказывались от воплощения на полотне исторических картин давно минувших эпох. И это понятно. Недаром народная мудрость гласит: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать" (и прочитать - добавим мы). Нисколько не преуменьшая значения исторических текстов, будь то рукопись или книга, мы не можем не признать огромного познавательного, эстетического, нравственного значения живописи на исторические темы. Это подтверждается всем опытом отечественного искусства. Достаточно вспомнить картины В.И.Сурикова, от которых веет могучей силой русского национального характера. Неудивительно, что современные художники постоянно обращаются к образам родной истории.
Вступая на этот непростой путь, каждый художник должен чувствовать высокую ответственность за достоверность, правдивость изображаемого. Как этого достигнуть? Прежде всего, путем внимательного, скрупулезного изучения соответствующих исторических фактов и документов. Причем, на наш взгляд, недостаточно простого знакомства со специальной исторической литературой. Она, разумеется, дает представление о той или иной эпохе, событии, личности. Но у художников несколько иные задачи. Художник может и должен дать нечто большее, чтобы зритель мог проникнуть во внутренний мир людей минувших времен. Этого можно достичь внимательным изучением исторических источников, имеющих непосредственное отношение к избранной художником теме. В них он может найти те грани, которые нередко остаются скрытыми от историка-исследователя. Овладение сведениями исторических документов, их критическое сопоставление раздвигают горизонты, часто позволяют посредством кисти изобразительным языком раскрыть то, что не дошло до нас ни в описаниях современников, ни в сохранившихся памятниках материальной культуры. Отсюда реальная возможность реконструировать утраченное культурное достояние (облик городов, отдельных зданий, живые черты людей прошлого, батальные, бытовые сцены и т.д.). При этом художник решает задачи творческие как бы "дорисовывая" недостающие (но не фантастические) звенья прошлой жизни. Неглубокий дилетантский подход здесь исключается, равно как и субъективистские изыски отвлеченного характера. Даже технически совершенная фальшь все равно будет замечена вдумчивым зрителем. Не секрет, что иллюстрированным книгам читатель почти всегда отдает предпочтение. А органическое единство пера и кисти тем более привлекательно. Историко-художественный альбом известного мастера живописи С.А.Кириллова, думается, заинтересует нашу общественность. Это издание отвечает критериям достоверности и ответственности перед читателем и зрителем, оно является итогом многолетней работы автора над историческим материалом. Творчество Сергея Кириллова, на наш взгляд, есть пример гармонического единения живописи и истории. Недаром картины художника заняли заслуженное место в школьных учебниках рядом с картинами таких великих мастеров, как В.И.Суриков, И.Е.Репин, В.М.Васнецов.