Картинная галерея заслуженного художника России Сергея Кириллова

  Главная
  Исторические картины
  Исторические пейзажи
  Исторические натюрморты
  Исторические портреты
  Портреты
  Российская история. Страницы
  Историческая живопись
  Статьи о художнике
  Публикации картин
  Награды, документы, фото
  Контакты, новости

© 2009-2024 Картинная галерея заслуженного художника России Сергея Кириллова
«Образы русской истории».
Все права защищены.

Награды, документы, фото

VI Всемирный русский народный собор. Выступление заслуженного художника России Сергея Алексеевича Кириллова. Стенограмма от 14 декабря 2001 года.


VI ВСЕМР?РНЫЙ
Р РЈРЎРЎРљР?Р™ НАРОДНЫЙ СОБОР






Стенограмма



МОСКВА ХРАМ РҐР Р?СТА РЎРџРђРЎР?ТЕЛЯ
13-14 декабря 2001 года

Продолжение 5

Секция "В поисках нового мироустройства:
глобализация и национально-культурная самобытность"

Часть 1



  • РљР?Р Р?ЛЛ, митрополит Смоленский и Калиниградский.
  • Р?ВАШОВ Л.Г. генерал-полковник.
  • РљРЈР Р“Р?НЯН С.Е. политолог
  • РљРђР Р“Р?Рќ А.С.
  • КОРОБЕЙНР?КОВ А.А. член Совета Федерации.
  • РћРЎР?ПОВ В.О. вице-президент фонда "Во имя мира и человека".
  • РЎР›Р?ВЧЕНКО В.Р?.
  • БАЗЫРЕВА Т.В. депутат Государственной Думы РФ.
  • О. ВСЕВОЛОД Р§РђРџР›Р?Рќ
  • РљР?Р Р?ЛЛОВ С.А. заслуженный художник России.
  • ЖУКОВА Н.Б.
  • ВЛАДР?РњР?РОВ А.М. генерал-майор.
  • ОРЛОВ А.А. заместитель Директора Департамента РњР?Да по внешнеполитическому планированию.
  • СМОРЧЕВСКР?Р™ Рњ.В. Всероссийский благотворительный фонд.
  • ЛАПР?Рќ В.П. председатель исполкома партии Православного возрождения.

    14 декабря 2001 г.



    РљР?Р Р?ЛЛ, митрополит Смоленский и Калиниградский.

    На сегодняшний день меня больше всего приятно поразило в нашем Соборе, во-первых, что очень расширилась база поддержки Собора. Это уже действительно другой Собор. Люди разных взглядов, отличающиеся по образу жизни, профессии, воспитанию, образованию. Это настоящий Собор, а не искусственно подобранная узкая группа единомышленников, как это было, когда мы начинали, совсем узкая группа людей, которых можно было бы и не собирать, они и так бы приняли любое заявление или любой документ. А сейчас расширяется социальная база поддержки нашего Собора. Я считаю, что это очень важно.
    Второе, - это активность людей. Посчитал, в конце заседания у нас было 400 человек. Это больше, чем в прошлые времена при открытии Собора. Это свидетельствует о возросшем интересе к Собору.
    Кроме того, мне приходилось вчера много общаться с прессой, журналистами. Удивительная реакция: говорят, что это и есть пример действительно настоящего форума. Нас никому не противопоставляют, но очень ясно свидетельствуют о том, что Собор стал инструментом реального диалога власти с обществом - то, о чем мы когда-то мечтали, чтобы так оно и было.
    Я счастлив, что Собор проходит именно таким образом. Хотел бы сердечно всех поблагодарить. Думаю, что в истории нашего соборного движения определился совершенно конкретный перелом. Я думаю, что теперь Собор будет занимать другое место в жизни страны и общества. Сердечно вас всех благодарю, поздравляю.

    Р?ВАШОВ Л.Г.
    генерал-полковник.

    Глобальная ситуация в мире будет ведущим фактором, определяющим судьбу и дальнейшее развитие православия, православной славянской цивилизации в XXI веке. В свою очередь на мировую ситуацию воздействуют следующие геополитические процессы. Первый: начавшаяся интеграция человечества на фоне утраты практически всеми странами мира самодостаточности развития. Второй: интенсивное формирование единой мировой системы власти при доминировании блока стран западной цивилизации во главе с Соединенными Штатами Америки. Третий: интенсивный рост численности населения в условиях нарастания объема потребления западной цивилизации и приближение к критическому порогу уровня экологического давления на всю сферу обитания земли.
    Эти процессы породили глобальный кризис, ведущее противоречие которого лежит между ростом производства потребления и возможностями экологической системы планеты.
    Нынешнее состояние мира на стыке старого и нового тысячелетия можно охарактеризовать как состояние устойчивой нестабильности, разбалансированности и международного беспорядка. На планете Земля сегодня одновременно присутствуют как бы несколько веков истории человечества, народы планеты живут в разном социальном времени. Одни находятся в наступившем XXI веке, другие по уровню своего развития, потребления и политической идеологии отброшены в XIX и даже XVIII века. Как и в прежние века, одни живут за счет колонизации других, хотя формы этой колонизации существенно изменились. Как и прежде, в межгосударственных отношениях доминирует военная сила. Вновь можно говорить о новом переделе мира, каковой и являлся причиной и результатом двух мировых войн. Холодная война также носила глобальный характер, и наступивший после ее завершения период является периодом закрепления победителями результатов глобального масштаба, то есть утверждения мирового господства.
    Наиболее характерной чертой состояния мира становится ярко выраженная однополярность. Соединенные Штаты в одностороннем порядке провозгласили себя по сути дела хозяином планеты и взяли ответственность за формирование нового мироустройства.
    Какие пути используют западники во главе с США для утверждения нового миропорядка? Это установление контроля за ключевыми районами мира. Р?менно один из законов геополитики гласит, что не бывает неконтролируемых пространств. Утрата контроля со стороны одного субъекта тут же вызывает стремление другого установить контроль, что мы сегодня и наблюдаем.
    Формирование новой всемирной философии, где не будет места таким категориям, как равенство, гуманность, культура в исторически традиционном смысле, справедливость, дружба, солидарность, но в основе будет лежать принцип "сильный и богатый всегда и во всем прав".
    Происходит девальвация международно-признанных принципов в отношениях между государствами и регионами и снижение самостоятельной роли международных организаций, подчинение их воле сильных и богатых.
    Следующее направление достижения мирового господства - это глобализация мировых процессов, субъективное управление объективными интеграционными процессами для формирования выгодной для США и золотого миллиарда схемы глобальной мировой экономики. Открытость государственных границ с целью беспрепятственного доступа к ресурсам воздействия на общественное сознание, усиления зависимости и подчинение стран и народов. Наращивание военной мощи и расширение военного присутствия во всех регионах мира для подавления цивилизационного инакомыслия.
    Формирование глобальной системы информационно-психологической экспансии, вывод природных ресурсов за рамки национальных границ и вынос их на мировые рынки, где богатые будут скупать, а бедным будут предназначаться остатки.
    Стремление ограничить развитие других цивилизаций, чтобы через конкуренцию убрать с мировой арены цивилизации, не выдержавшие этой конкуренции. Подчинение своим интересам национальных элит других государств.
    Навязываемые ныне западные модели мироустройства можно условно назвать "мир цивилизационной иерархии", где немногие избранные определили себя как интеллектуальное ядро человечества, сохраняют и увеличивают достигнутый уровень потребления за счет жестокой эксплуатации остального человечества, за счет искусственного сокращения его численности и доведения до критического минимального уровня его потребления, за счет его духовной деградации.
    Реализация этой модели предполагает исчезновение межцивилизационных различий через унификацию народов и утверждение жесткой системы разделения труда, где золотой миллиард будет управляющим субъектом, а остальные народы объектом управления и эксплуатации.
    По оценке ряда отечественных и зарубежных, в том числе западных ученых, это путь гибельный для человеческой цивилизации вообще как таковой. Поэтому сегодня крайне важно предложить мировому сообществу выход из губительного процесса глобализации по-американски.
    На наш взгляд, таковые варианты есть. Один из них - это установление христианских норм в отношениях не только между людьми, но и между государствами и народами, в отношении человека к обществу и общества к человеку. Можно назвать такую модель христианской или православной, исламской или еще как-либо. Суть не в названии. Суть в необходимости в глубокой, научно-нравственной разработке основ такой модели и программы ее реализации.
    Необходимо сформулировать общий геополитический интерес для всех традиционных духовных цивилизаций, обозначить магистральный путь построения общества цивилизационной гармонии и взаимоподдержки. Православно-славянская цивилизация могла бы стать консолидационным центром традиционных духовных цивилизаций и организующим началом формирования иной взаимоприемлемой для большей части человечества модели мироустройства.
    Нашими союзниками в этой глобальной миссии могут стать те народы и государства, которые стремятся к построению многополярного мира, живут и действуют на основе идейно-религиозных систем общинной ориентации.
    Академия геополитических проблем, коллектив которой я здесь представляю, и наши коллеги готовы принять участие и внести свои предложения по формированию этой новой модели мироустройства.
    Сегодня ситуация такова, что мы, те, кто видит угрозу человечеству, его гибельный путь в результате глобализации по-американски, много говорим, много дискутируем, а наши оппоненты активно действуют, в том числе вовлекая и российскую элиту в свои планы и замыслы. Поэтому нам представляется, что должен быть в рамках форума, и даже прекрасно, если это будет в рамках форума, какой-то постоянно действующий совет, группа людей, которые разрабатывали бы алгоритм наших действий для того, чтобы внедрять в сознание человечества иные, новые модели, кроме модели западной глобализации. Мы готовы такие предложения внести, готовы часть работы взять на себя.

    РљРЈР Р“Р?НЯН С.Е.
    политолог

    Вчера на открытии прозвучала, с моей точки зрения, одновременно правильная, но неоднозначная мысль, согласно которой главное - это оптимизм. Не надо комплексов неполноценности, не надо стонать, надо работать, действовать. Вроде бы, эта мысль очевидна. Но у меня сразу возникает вопрос: когда у кого-нибудь, упаси Бог, болен близкий человек, он хочет диагноза оптимистичного или точного? Это вопрос серьезный, потому что, конечно, я считаю, что постоянное стенание и рыдание глубоко неперспективны. Но такой оптимизм посреди катастрофы мне представляется тоже не путем выхода из того, что происходит.
    По поводу самой глобализации как таковой и событий после 11 сентября. События 11 сентября точно показали, какая именно модель глобализации и какой именно поворот фактически в создании этой модели намечается. В принципе этого можно было ожидать уже с приходом Буша. Потому что нет однозначности в мировом сообществе по поводу того, какие именно сценарии глобализации будут избраны. Если сценарий Гора и предшествующий сценарий Клинтона предполагали некое фронтальное наступление западных ценностей, скажем, потребления, постиндустриализма и всего прочего, с развертыванием этих ценностей по принципу "всем же нравится, когда есть вещи, телевизор, свобода, и с помощью телевизора и представления о западном образе жизни мы и победим", то консервативная элита, и Буш в том числе, поддерживают в целом идею глобализации как господства, как теперь уже говорит Бжезинский, "нашей мировой империи". Я обращаю внимание, что слово "империя" американцы использовали до краха СССР под чистым негативом, говоря о том, что империя - это империя зла, имперское надо убирать, имперское - это плохое.
    Начиная с середины 90-х годов слово "империя" в США все больше реабилитируется. Бжезинский говорит "американская империя" просто со звоном счастья в голосе, вопрос о демократических ценностях меняется на вопрос о "железной поступи наших легионов". Я цитирую "Великую шахматную доску" Бжезинского. Р? эта "железная поступь легионов" не должна сама по себе вести к тому, что где-нибудь в Бирме с помощью телевизора и американских товаров все примут американский образ жизни. Никто уже не хочет, чтобы все приняли этот американский образ жизни. Консервативная элита видит в этом глубокий порок. Более того, она считает, что если начнут говорить "дайте нам всем этот образ жизни", то это и будет мировая катастрофа и крах мирового господства США.
    Поэтому на повестку дня встал вопрос об управляемой архаизации, управляемой регрессии, управляемой динамике, с помощью которых какую-то часть человечества можно будет двигать не вперед, как бы нам ни нравилось это движение, не к какому-то роботизированно-западному образу жизни, а к управляемому снижению показателей жизни, к возврату доиндустриальных форм этой жизни, к ломке всего, что связано с индустриальностью. Р? это принципиальный глубокий поворот, который нас касается в первую очередь. Более того, можно считать, что на данной территории сейчас и происходит некий эксперимент по возможности осуществления подобных возвратных форм.
    Если взять самый высокий теоретический уровень этого вопроса, то он связан с так называемым "барьером Питерса". Теорема Питерса в этом смысле гласит, что существуют ножницы между неуправляемым, лавинообразным ростом технических возможностей человечества и торможением собственно духовного роста или машин личностного человеческого роста, торможением всех процессов, которые приводят этот технический рост и рост возможностей человечества - духовных, личностных, интеллектуальных, психологических - в некое соответствие. Начинают работать ножницы, при которых технический рост происходит резко быстрее, чем рост всех других показателей человечества. Р? тогда говорится, что при определенном уровне расхождения технических возможностей и возможностей человеческого роста наступает некий критический дисбаланс, при котором снова это должно быть приведено в соответствие - либо за счет резкого усиления этой человеческой компоненты, человеческого роста, либо за счет снижения возможностей технического прогресса. Р?наче сами по себе ножницы создают так называемую ликвидационную катастрофу. Примером такой катастрофы является терроризм, который при определенном росте техносферы дает возможность группе людей совершать любые по масштабу злодеяния и в конце концов, применяя технические средства, ликвидировать человечество.
    Значит, говорят на Западе, есть две возможности этого избежать. Первая возможность: установить некий тотальный контроль, сняв все параметры свободы и человеческого существования и сделав терроризм невозможным, и это называется (по-английски) - "психоконтролируемое общество". Р?Р· всех работ в этом направлении я бы отметил после 11 сентября работу Хоккинга, лауреата Нобелевской премии, астрофизика, который просто сказал, что угроза терроризма в пределе - это не атомная война и это не химическое, не бактериологическое оружие, это генная инженерия, так называемый "вирус судного дня", то есть вирус, против которого нет антивируса и который ликвидирует человечество и изготовление которого возможно в достаточно локальных лабораториях.
    Накладываясь на идею клонирования и всего прочего, этот взброс значит много, потому что Хоккинг прямо предлагает превратить человечество в неких киборгов, в некоторые синтезы машины и человека. Хоккинг - не маленькая фигура, позволяющая себе безответственные высказывания. Он, конечно, не определяет "мейн стрим" международной элитной мысли, но он очень значимый человек во всем, что касается этих взбросов.
    Р?так, первая компонента будет связана с тем, что тот самый "золотой миллиард" или точнее, я думаю, золотые 30-50 миллионов, будут двигаться вперед, создавая "научно-контролируемое сообщество", а все остальное должно быть сброшено в некий управляемый регресс. Управляемый регресс или архаизация выносится на повестку дня. Считается, что никоим образом не надо добиваться и проводить дальше лозунги развития вообще, устойчивого, неустойчивого - неважно. Все эти стандарты потребления и стандарты возможности человечества уравниваться должны быть сняты. Управляемый регресс - это не новость. Это некая тенденция, заявленная достаточно давно. Она напрямую связана с неофашистскими явлениями 50-60-х годов, с терроризмом в эту эпоху, она прямо включалась с 70-х в концепцию "двух шайтанов" - СССР и США. Р? в принципе в дальнейшем она, по-видимому, будет разворачиваться соответствующим образом, используя своими инструментами различного рода усеченные религиозные формулы, которые будут адаптировать человечество к этой потере уровня потребления.
    Если вам сказать, что у вас отнимут замечательную современность, вы скажете: мы будем за нее бороться. Если вам скажут: вам подарят свободу от отвратительной современности, - будете аплодировать.
    Р? вот мы уже видим и читаем работы, в том числе в России. На первом месте здесь стоит господин Нухаев, начальник разведки Дудаева, теперь теоретик этого самого регрессивного развития, который говорит: какое счастье, что разбомбили Грозный, какое счастье, что у чеченцев отняли эту отвратительную современность, как хорошо, что теперь мы будем все в варварстве, варварство и есть высший тип жизни и так далее.
    Это не мелочь, потому что за этим стоят очень серьезные международные силы, которые намерены все это выполнять, которые действительно используют для этого терроризм и многое другое.
    Я хочу только обратить внимание на одно: глобализация после 11 сентября приобрела новый характер, она уже никоием образом не разыгрывается только в поле роста потребительских ценностей, и очень на многие процессы в России можно обратить внимание под этим углом зрения, потому что в России тоже происходит управляемый регресс. Страна, выпавшая из общедоступной авиации, выпадающая постепенно из общедоступного железнодорожного транспорта, страна, в которой формируются активно вокруг городов некие зоны странного характера, которые раньше были зонами рекреации (дачи), а теперь становятся зонами первичного потребления сельскохозяйственных продуктов, а также просто спасения от холода и антисанитарии, как это происходит в Петропавловске-на-Камчатке. Это тоже управляемый регресс. Можно отключать рубильник, потом его включать, отключать и снова включать. Не надо атомной войны. Люди постепенно побегут в эти зоны, где они могут каким-то образом спасаться. Возникает вторичное кольцо таких фавелов и бугинвиллей. Только если латиноамериканское население двигалось в них из просто джунглей, то наше население двигается туда из современности.
    Р? последнее, что я хотел сказать, - это ценности. Мне кажется, что это вопрос самый решающий и что мы абсолютно недостаточно обращаем внимание на него. Что такое обычно любая революция? Любая революция разделяет фундаментальный слой ценностей и слой преходящий. Дальше она критикует этот преходящий слой ценностей, а фундаментальный всячески защищает. Р? в тот момент, когда она своих новых героев-мучеников дает обществу, она имплантирует их в сохраненный фундаментальный человеческий план.
    В этом смысле все, что произошло в России за последние десять лет, нарушает закон любой революции, потому что удар был нанесен в фундаментальные ценности, после этого были сброшены ценности преходящие, потом все было имплантировано на вообще бесценностной основе, и теперь мы видим общество, богатый слой которого, по всем исследованиям, содержит четыре ценности. Первая: гедонизм - стремление к удовольствиям, в беспредельном, экстремальном качестве. Гедонизм, который говорит об "оттянись со вкусом", удовольствии в любом виде. Второе: кто сильный, тот и прав, право сильного. Третье: бред русской литературы, то есть русская литература есть чушь, "души прекрасные порывы" - это анекдот. Р? четвертое: это хищнический индивидуализм, крайне хищнический, который после коллективного общества пришел сюда.
    Вот характеристика референтной группы, на которую опирается сегодняшняя система. К сожалению, это так. Об этом говорят десятки тысяч замеров. Мы не знаем еще, куда повлечет эта проблема, но мы видим пока, что Россия движется в сторону управляемого регресса. Р? я не вижу никаких контртенденций, которые бы носили достаточно серьезный характер. Я не хочу оптимизма и пессимизма, но мне кажется, что успокаивать себя, убаюкивать и говорить, что мы имеем дело с насморком, а не с серьезным заболеванием, не значит ставить диагноз тому, что ты любишь.

    РљРђР Р“Р?Рќ А.С.

    Я задержу ваше внимание только на одном - на национально-культурной самобытности. Если я буду разбирать, что такое национальная самобытность, не хватит не только семи минут, но и больше, потому что проблема эта по существу в научной литературе не получила достаточного отражения. Р? в обыденном понимании мы используем это понятие, но что оно включает, какие компоненты, как коррелируется, в чем его суть, это практически сегодня у нас очень и очень мало изучено.
    Национально-культурная самобытность - это фактор, который, на мой взгляд, может быть как положительным, прогрессивным, так и использоваться определенными силами в определенных обстоятельствах в абсолютно регрессивных целях. Как мы видим на примере СССР в начале развала, а теперь на примере России, особенно пять-семь лет назад, национально-культурный фактор использовался как провокационный фактор в деле и развала Советского Союза, и в деле уже потом развала Российской Федерации.
    К счастью, сегодня этот фактор приглушен, но не значит, что он снят и не значит, что он не будет дальше использоваться, потому что этот фактор, как показывают наши исследования, как показывает просто практическая жизнь, очень быстро становится при желании политизированным фактором, и используется для достижения той или иной нацией, той или иной группой народа, даже не народом, а просто представителями этих народов в своих узкокорыстных политических целях.
    В связи с этим я бы хотел предложить нашему Собору в резолюцию внести несколько конкретных рекомендаций. Представляя центр, который занимается проблемами национально-культурной самобытности, национальных культур, традиций, я предлагаю, чтобы более жестко было прописано в резолюции, что национально-культурная самобытность народа является безусловной базовой основополагающей духовной ценностью. Почему это нужно сделать, предыдущие ораторы уже говорили. Я думаю, что в той модели, которая сегодня предлагается в мире: что первично в иерархии ценностей - цивилизация или культура - заложено ядро, которое взрывает мир. Если мы признаем, что идет впереди цивилизация, то мы должны признать, что культура - это вторичная ценность. Если мы признаем, что культура первична, цивилизация вторичная, то мы отбрасываем общество назад. Сегодня без цивилизации, без технологических прорывов было бы, наверное, очень сложно. Если мы признаем приоритет цивилизации и культуры, в широком смысле слова, то мы должны эту модель и отстаивать.
    Второе. Я бы предложил обратиться к руководству учреждений культуры, образования субъектов Российской Федерации, общественным, творческим и церковным православным и другим конфессиональным организациям, организовать всемерную поддержку созданным и вновь создаваемым русским и другим национальным и воскресным школам, центрам, музеям, внешкольным учреждениям, занимающимся сохранением, изучением, распространением традиционной культуры, языка, литературы, православного знания. Это нужно на местах.
    Еще одна рекомендация, на мой взгляд, должна касаться того, чтобы наш Собор обратился в Российскую академию наук, другие ведомства, чтобы приступить к разработке теоретических основ национальной культурной самобытности, основных ее составляющих частей. Без этого наш разговор в профессиональной, высокоинтеллектуальной аудитории будет всегда носить элемент стихийности, элемент бытового характера, и каждый будет использовать этот термин так, как он его, на обыденном уровне понимает.

    КОРОБЕЙНР?КОВ А.А.
    член Совета Федерации.

    Технократический выбор не принес человеку ни здоровья, ни спокойствия. В мире ежегодно совершается 450-500 млн. преступлений, то есть 8 тыс. на 100 тыс. населения. Эта цифра в России пока составляет 2 тысячи человек. Правда, утешения от этого сравнения цифр, конечно, никакого.
    Линия борьбы за прогресс российского общества проходит сегодня не по баррикадам, а внутри человека. А значит, эту борьбу не надо отдавать на откуп партиям, тем более скороспелым. Это дело церковных и светских просветителей и учителя-священника, прежде всего. Светская власть, на мой взгляд, должна отбросить ложную стыдливость и просить религиозных деятелей теснее работать над решением запущенных проблем России.
    Р?дея национального возрождения России в наибольшей степени созвучна не с каким-либо вариантом партийной идеологии и практики, а с мобилизующей моральной идеей крупномасштабного перераспределения и концентрации всех общественных ресурсов на наращивании "человеческого капитала".
    Учитель и священник, так как Церковь и нация вновь едины, должны восстать против кризиса наших ценностей, против импорта в Россию не лучших образцов массовой культуры, бездумного использования заемных, плохо систематизированных знаний. В основе нашего экономического и духовного кризиса лежит кризис наших собственных идей, ценностей. Патриотизм, нравственные ценности не воспринимаются большинством молодых людей как императив жизнедеятельности. Четверть молодежи не находит, чем они могли бы гордиться как граждане России. Почти половина подростков хотели бы родиться не в России, а в другой стране. Р? не случайно, так как живем как в оккупации, в ходу иноземные деньги, на экранах чужие фильмы и чужие проповеди. В ходу демократия, в центре которой высокоморального человека нет. Есть обеспеченная, но аморальная в своей основе жизнь небольшой группы лиц за счет обнищания миллионов граждан, которые живут из оскудевшей милости государства или за счет нищенской милости от общества. У нас немало политиков, депутатов, сенаторов, которые гордятся демократическими достижениями современной России. Однако если у большинства наших граждан сегодня нет ни имущественной, ни умственной, ни волевой самостоятельности, если дисциплина не сдерживает личного и государственного произвола, если многое пронизывается своекорыстием и публичной продажностью, то можно ли в этих условиях обеспечить демократический строй? Нет. Нынешняя российская демократия у нас губит государство и все признаки подлинной демократии. Демократия предполагает исторический навык, приобретенный народом в результате долгого опыта, она предполагает в народе культуру законности, свободы и правосознания, она требует от человека живого чувства ответственности.
    Отсутствие условий для реальной демократии дополняется острым дефицитом педагогического религиозного сознания в обществе, дефицитом моральной ответственности за преемственность поколений.
    Когда общество раздирается полярностью политических и экономических взглядов, когда моральные ценности отодвинуты на периферию массового сознания, тогда исключаются почти все идеи согласия, кроме одной - природной, почти инстинктивной, заботы о детях.
    Р? в этой связи, по моему глубокому убеждению, образование - единственная сфера, где быстрее всего достижимо согласие, объединение общественно-политических и религиозных сил вокруг конструктивной программы воспитания и обучения молодой смены. Сказано же однажды: после хлеба самое важное для народа - школа. Однако сегодня дело зашло так далеко, что впору ставить школу впереди хлеба. Только такое озарение может привести к осознанию того, что будущее детей - главное дело российской нации, наш внутренний движущий стимул, наш исторический шанс.
    Я лично сделаю все от меня зависящее и призываю вас: учитель по закону должен стать государственным служащим, как это было на Руси у царя-батюшки, как это есть и сегодня во многих цивилизованных странах. Закон о государственном статусе учителя просится в нашу жизнь.
    Если все начнем действовать в таком ключе, то мы спасем не только Россию, но и покажем пример высшего гуманизма всему миру. Судьба нового миропорядка в значительной степени зависит от духовного возрождения наций, от содержания и хода дел в России.
    России никак нельзя выходить из русла общемирового развития. Призывы российских оппозиционеров к самоизоляции Российской Федерации ошибочны. Мир стал многополярным, и российский неоизоляционизм лишь ухудшит наше геополитическое положение, негативно скажется на рыночных реформах и на демократических преобразованиях.
    Например, политические сдвиги последних лет на евразийском пространстве создают реальные предпосылки для возникновения качественно новой Большой Европы, в которой Россия будет играть ведущую роль, но это в том случае, если речь будет идти не о "допущении" России в Европу, а о строительстве европейского дома с двух сторон - с Запада и Востока. Сегодня вряд ли кто может оспаривать, что процесс развития Европы идет пока по пути западных структур. Качественно различные уровни социально-экономического развития и политической культуры РФ и стран ЕС должны перестать быть "камнем преткновения". Они быстрее исчезнут только в совместной работе.
    Стратегическое долговременное будущее человечества возможно лишь на основе партнерства. В том числе а, может быть, и прежде всего, для формирования поколений людей, ориентированных на конструктивную ценность - сотрудничество. В это Россия способна внести самый существенный вклад, потому что русский народ и сегодня, вопреки всему, все еще обладает такими духовными факторами, как моральная готовность к самоограничению и даже к самопожертвованию, готовность использовать самый большой в мире природно-ресурсный потенциал в интересах не только России, но и, на взаимовыгодной основе, других государств, способность мирным путем решать самые острые проблемы планеты. На этих направлениях мы можем упрочивать российский миропорядок. Россия, как страна евразийской цивилизации, никогда не будет на сто процентов соответствовать западным или восточным эталонам, но она нужна современному миру как цивилизационная самоценность, как лидер евразийского пространства, обеспечивающий стабильные отношения между цивилизациями Запада и Востока. Р? мир нужен России как источник современного опыта, как важнейший потенциал и благоприятная или не очень благоприятная среда, в которой идет поиск новой российской идентичности.
    Надеюсь, что эту взаимную востребованность светские и церковные деятели будут укреплять совместными усилиями.

    РћРЎР?ПОВ В.О.
    вице-президент фонда "Во имя мира и человека".

    Свое выступление хотел бы посвятить конкретной теме - чтению, как первооснове просветительства и культуры. В сентябре, но об этом знают не многие, поскольку газеты подвергли остракизму это важное дело, прошел Конгресс в защиту чтения. Но его обращения остались втуне. Больше того, некоторые желтые, и не только желтые, но и респектабельные газеты, подвергли заботы Конгресса унизительным комментариям.
    Прошу прислушаться к следующей, поистине набатной, статистике. Нынче чтение по шкале интересов лишь на шестом месте, а книг выпускается сейчас в последние десять лет вместо 12 на душу населения, как это было прежде, всего лишь 3. Средний тираж классики в пределах 10-15 тыс. экземпляров, и это при всем том, что у нас 35-40 миллионов семей.
    Я вынужден с огорчением сказать: несмотря на то, что Патриархия уделяет громадное внимание развитию, выпуску и подготовке православной литературы, тиражи и этой литературы, к сожалению, очень малы.
    А нужно знать, что вакуума в чтении не бывает. Подавляющая часть покупателей книги уже сели на иглу наркотирующего чтива-кича, в том числе поставляемого в процессе антидуховной глобализации в нашу страну так называемой масскультурой. Р?так, вслушайтесь. Лишь 14 процентов опрошенных читает классику. Но ведь она индикатор истинной культуры. Что же на первом месте в запросах? 42 процента увлечены криминальным чтением, примерно столько же так называемыми дамскими сентиментальными романами.
    Я с особой болью воспринимаю падающие показатели культуры чтения, ибо принял к сердцу недавние слова Святейшего Патриарха, который потребовал на съезде Союза писателей России в своем обращении к нему восстанавливать традиции истинной культуры и даже обозначил ориентиры: "русская литература, ее классики помогли России сохранить нравственные устои".
    Р?дет сбрасывание классики с корабля современности и в других видах искусств. Экстремисты, прежде всего на телевидении, уже более десяти лет приводят в действие этот ужасный приговор. Отсылаю к своей недавней статье "Классика в обработке для рынка" в "Литературной газете" в„– 47.
    Учитывая изложенное, возникает необходимость в заключительном документе Собора: просить Президента страны сформировать национальную программу поддержки развития духовности и культуры в стране. Если же в аппарате Администрации Президента заинтересуются этой рекомендацией, то наш фонд представит надлежащие разработки.
    Две-три конкретных фразы. Первое. Поддерживаю генерала Р?вашова, что наш Собор должен создать постоянно действующий комитет, чтобы он в промежутках между Соборами занимался активной организационной и информационной деятельностью, в том числе создать постоянно действующую комиссию средств массовой информации при президиуме Собора, с ними периодически работать, собирать, лелеять, холить и поощрять их на активную пропаганду наших идей. Третье. Вчера в зале было очень мало молодых лиц. Потребности социальные, духовные, культурные у молодежи кипят, может быть, больше, чем у нас. В связи с этим возникает необходимость создать при Соборе некое объединение молодежи, а в будущем иметь еще и специальную молодежную секцию.

    РЎР›Р?ВЧЕНКО В.Р?.

    Я остановлюсь на вопросах нового военного миропорядка. Дело в том, что военное мироустройство сейчас так же меняется, как и все остальное. Здесь также наблюдается глобализм и самобытность. Р? десять лет мы наблюдаем, что Соединенные Штаты Америки уже ведут бесконтактные войны на нашей планете. Первая война была апробирована в зоне Персидского залива (ровно десять лет назад), последняя была - уже образ войны нового поколения - в Югославии. Сейчас частично апробируются некоторые элементы бесконтактной войны в Афганистане. Таким образом, меняется фактически военное мироустройство, американцы отрываются от остального мира на целое поколение войн.
    Нынешний президент Америки Буш заявил в мае этого года, выступая в морской академии, что Соединенные Штаты Америки больше никогда не будут воевать на Земле наземным способом с помощью солдат-пехотинцев, они будут готовы воевать в любом регионе мира бесконтактным способом. Р? они к этому начали интенсивно готовиться.
    Конечно, шок, который наступил 11 сентября, в какой-то мере вывел их из этого стройного алгоритма действий. Р? я бы сказал, что 11 сентября - это не простой день. С точки зрения военного искусства 11 сентября мы с вами наблюдали начало совершенно новых войн, которых никогда не было на планете, - ассиметричных войн.
    Соединенные Штаты Америки - богатейшая страна, самая сильная в военном отношении, без применения ядерного и даже обычного оружия получила неприемлемый ущерб необычный по форме и способу. Такую войну, которую организовал кто-то и провел кто-то против Соединенных Штатов Америки и продолжает ее вести, мог организовать только выдающийся Генеральный штаб, который так четко спланировал, организовал и осуществил начало. Р?, будьте уверены, эта война будет продолжаться, потому что она ассиметричная, она не вписывается ни в какие законы военного искусства, которые мы до сих пор изучали. Двадцать шесть суток Соединенные Штаты были в шоке, они не знали, кого наказывать, где искать противника. Засиживаться дальше в поиске уже было опасно для Буша, он мог потерять рейтинг. Тогда назначили бен Ладена ответственным, и сейчас как-то подтасовывают карты, что действительно это он организовал, хотя есть очень много сомнений, что это было именно им организовано. Скорее всего, корни этой войны надо искать в самой Америке.
    В ассиметричной войне, которую начали теперь уже американцы, они не смогли ничем ответить, кроме заимствования форм и способов из прошлых, предыдущих войн, контактных и стандартных. Они не были готовы к такой войне. Конечно, пошли воевать бесконтактным способом, затем контактным, но с участием афганских моджахедов против талибов, а за ними потом идут и делают зачистку. Потому что в ассиметричной войне нужны тоже ассиметричные формы и способы борьбы. То есть фактически нужна совершенно другая армия, другое оружие, другие методы, другое искусство, которых никто не разрабатывал никогда и не использовал.
    Более того, война продолжается. Я лично считаю, что 12 ноября (месяц назад) был снова террористический акт в Америке, когда разбился самолет А-300 и погибли пассажиры. Вы помните, это случилось ровно месяц назад, американцы очень быстро, буквально через двое с половиной суток объявили, что там была техническая неполадка. Самолет упал и разбился. Это самый выдающийся отработанный самолет, который имеется на нашей планете, такому самолету не присущи те неисправности, которые ему приписали. Конечно, там тоже был террористический акт. Но обратите внимание, нельзя было объявить, что это террористический акт, потому что если к нему опять причастен бен Ладен, то грош цена всем тем мерам, которые принимают американцы в борьбе с бен Ладеном, талибами и со всем на свете, потому что теракты продолжаются. Если там был теракт без бен Ладена, а с кем-то другим, то тогда американцы являются агрессорами и уничтожают безвинный народ в Афганистане. Они быстро упаковали эту трагедию в упаковку технической неисправности и выгородили Буша в этой ситуации. Я уверяю вас, что все последующие катастрофы, которые будут случаться на территории Америки, будут объявляться как произошедшие по технической неисправности - им надо беречь рейтинг президента.
    Р?так, необходимы совершенно другие ассиметричные формы и способы борьбы. До сих пор мы с вами знали войны, в которых воевали: суверенитет против суверенитета, сила против силы, оружие против оружия. А сейчас это все уже не работает. 11 сентября поставило под сомнение весь тот наработанный историческим опытом арсенал искусств ведения войны, и сейчас все надо делать заново.
    Я считаю, что НАТО, как структура силовая, создана для силовой войны прошлых поколений - контактных и бесконтактных, и сегодня она вообще не готова и не способна вести борьбу с терроризмом. Эту организацию надо распустить и создать новую, антитеррористическую НАТО вместе с Россией, и тогда это будет эффективно.
    Р?так, нужны совершенно другие вооруженные силы, другие союзы все абсолютно необходимо другое. Вчера американцы, похоже, вышли из шока и быстренько продолжили то, что они делали до 11 сентября - объявили о выходе из договора по ПРО от 1972 года. Почему они так быстро это делают? Р?Рј противоракетная оборона не нужна, по крайней мере 15 лет еще никто им не будет угрожать, кроме России и Китая, а Россия и Китай не собираются наносить удар по Америке. Р? не Р?ран, Р?рак, Северная Корея и Ливия, никто не способен нанести еще 15 лет хотя бы единственный удар по территории Америки. Америке нужна противоракетная оборона как рыбке зонтик, но им нужна информационная система этой противоракетной обороны. Обратите внимание - информационная система, чтобы сбить эту ракету, должна быть глобальной, мирового масштаба. А они создают там по несколько ракет. Таким образом, они создают информационную систему не только под противоракетное оборудование, оборону. Америке нужна информационная система для обеспечения войны. Россия и США никогда не будут партнерами и союзниками.
    В любой войне меняется мироустройство. Вы видите, куда движется военная структура.

    БАЗЫРЕВА Т.В.
    депутат Государственной Думы РФ.

    Войн хороших не бывает, как бы их ни называли. Женщины всегда были против войн, потому что как никто они это чувствуют. Я хотела говорить сегодня о проблемах устойчивого развития. Только что Л.Г. Р?вашов сказал, что самое неустойчивое развитие сейчас началось. Правильно диагноз поставил С. Кургинян. Но в следующем году в Йоханнесбурге в сентябре намечается саммит, где будут представлены национальные доклады всех государств, в том числе и России. Рабочую группу у нас возглавляет Греф, он возглавляет у нас все. Р? мы понимаем, в каком контексте будет представлена позиция устойчивого развития России. Я являюсь членом комиссии по устойчивому развитию в Государственной Думе. В прошлом созыве была ученым секретарем высшего экологического совета Госдумы. В этом году вышла, потому что экологический совет Госдумы обслуживает интересы атомной энергетики, газовой промышленности и прочих, не в пользу нашу и не в пользу развития России, а как раз ведет к регрессу, о котором все говорили.
    Конечно, устойчивое развитие можно назвать утопией, но это будет последняя утопия, которой верило человечество. Чем сейчас отличается обстановка в мире и на планете Земля? Никогда еще биосфера не вступала в противоречие с человечеством. Работы многих ученых-экологов, ученых физиков, ученых различных направлений доказательно это объясняют. Только что вышли труды Курчатовского института, представившие обоснования тех процессов, которые будут проходить на планете Земля между великими циклами. Мы сечас переходим из одного великого цикла в другой. Р? мы можем как угодно планировать свои действия, но стихийные процессы будут очень страшными и неуправляемыми. Скоро мы забудем и о бен Ладане, и обо всех остальных.
    Поэтому я хочу еще раз сказать, что позиция России должна не только обосновываться как ответная на позицию Соединенных Штатов. Россия всегда отличалась тем, что она определяла путь развития цивилизации и мы должны действительно искать ответ на то, что происходит. Но мы должны еще и дать прогноз развития на ближайшие 50, 20, 10 лет.
    В МГУ прошла недавно конференция "Проблемы устойчивого развития глазами молодых", которую проводил Фонд Вернадского. Вышел сборник. Замечательные работы молодых. Замечательно было представлено, говорили они замечательно, работы их серьезные. Надо привлечь их к работе Собора, для того чтобы они говорили о том будущем, которое их ждет.

    О. ВСЕВОЛОД Р§РђРџР›Р?Рќ

    Очень много сказано уже и будет сказано о разных аспектах глобализации, об информационном, культурном, экономическом и политическом аспектах. Но, может быть, стоит выделить два центральных вопроса в этой проблеме: вопрос о ценностях и вопрос о власти.
    Как-то за последнее время слишком общепринятым стало говорить о том, что ценности гуманизма, ценности земной человеческой жизни являются универсальными, общепризнанными, общепринятыми. Для целого ряда людей, может быть, даже для большей части людей в мире, более важна целостность страны, более важно вечное Спасение, более важна вечная. Жизнь, естественно, для верующего человека более реальная, более значимая, чем жизнь временная, земная. Естественно, когда эти ценности входят в конфликт, а они достаточно часто входят в конфликт, большое количество людей отдает предпочтение ценностям, отличающимся от ценностей земной жизни, ценностям для этих людей более высоким.
    Речь идет, в частности, о спорах о том, можно ли жертвовать жизнью собственной или чужой для сохранения целостности своей страны, для ее защиты от неприятеля. Некоторые считают, что нет. Другие считают, что можно и даже нужно.
    Если общество теми или иными способами отторгает человека от вечного спасения, что для верующего человека важнее: вечное спасение или временная жизнь и мир того общества, которое его отторгает от этого вечного спасения? Эта проблема тоже достаточно остро стоит. Что все-таки более важно: вера или права человека и внешние свободы, ценность родины или собственная жизнь, духовное совершенствование или земной комфорт? Эти дилеммы стоят очень часто. Они стояли 11 сентября, они стоят у нас в Чечне, они стоят в области спора между шариатом и светским правом, между элементами религиозного права в православных странах и идеологии, я бы сказал, международного законодательства. Р? нам к этому конфликту ценностей нужно подходить со всей серьезностью. Он не разрешен пока. У него нет гармонизирующего разрешения пока. Но нам нужно над ним думать.
    Второй вопрос - это вопрос о власти. В последнее время часто стали говорить о том, что глобализация является тезисом демократии. Все меньше и меньше реальной власти имеют национальные правительства и их представители в международных организациях, все больше власти имеют такие силы, как бюрократия международных организаций, медиамагнаты, лидеры транснациональных корпораций и так далее.
    Могут ли собственно народы, или их избранные представители, или представители этих представителей в международных организациях реально влиять на принимаемые решения и кто реально принимает эти решения - это тоже большой вопрос. Мы в самой серьезной степени сегодня сталкиваемся с тем, что никем не избранные и никем не контролируемые органы полуформальной или неформальной власти реально являются центром принятия решений, обязательных для исполнения разными странами и разными народами. Думается, что воля этого круга влиятельных людей не контролируется волей большинства населения земли. Очень часто первая воля противоречит второй воле. Очень часто мы реально сталкиваемся с тем, что 10, 5 или, может быть, еще меньше процентов населения планеты контролируют практически 100 процентов международной власти. Этот вопрос тоже нам нужно ставить, нужно обсуждать со всей серьезностью и со всей откровенностью.
    Что делать? Об этом очень коротко. Самое главное не пытаться спрятаться от этих проблем, не пытаться обрести ложное спокойствие в изоляции. Очень просто сказать, что глобализация нас не касается, очень просто сказать, что мы можем выстроить какое-то свое маленькое гетто, оградиться какими-то барьерами в рамках страны или в рамках какой-то общины внутри этой страны. Это невозможно. Эти процессы касаются каждого из нас, наших семей, наших сел, наших городов и наших личностей.
    Значит, если мы не можем спрятаться от этих процессов, нужно как-то пытаться на них влиять. Есть две дороги, по которым мы в этом случае можем идти. Первая: это очень тщательно наблюдать за теми решениями, которые принимает наше правительство в контексте деятельности международных организаций и в контексте заключения международных соглашений. Нам нужно знать о том, какие последствия будут иметь эти действия, какие последствия будут иметь эти соглашения, и стараться влиять на эти последствия. Р? второе: нам нужно более активно участвовать в деятельности собственно международных, межправительственных организаций, вести с ними диалог. Это, как правило, в той или иной степени возможно. Нам нужны люди, имеющие опыт работы в области международного правового поля, знающие английский язык, умеющие активно отстаивать наши позиции в международных организациях как на уровне правительства в еще большей степени, чем сейчас, так и на уровне неправительственных организаций. Я думаю, что нам есть что сказать, наш голос может быть услышан. Надо не бояться возвышать этот голос и действовать как власть имущие, действовать как один из центров мира, действовать как одна из сил, без которой новый миропорядок будет неполным, несправедливым и не будет иметь права на жизнь.

    РљР?Р Р?ЛЛОВ С.А.
    заслуженный художник России.

    Хочу выступить с конкретной инициативой и прошу уважаемое собрание отнестись к моему предложению внимательно и по возможности снисходительно, ибо идея еще не совсем оформилась, но она, как мне представляется, имеет огромное и государственное, и общественное значение. Я говорю о создании государственного Музея истории Государства Российского из произведений современных мастеров картины, скульптуры, графики, то есть своего рода исторический музей в картинах. Несмотря на бурное развитие исторической живописи в последние 10-15 лет, надо отметить, что такое явление, как историческая картина, оказалось невостребованным как никакая другая область современной русской культуры. Картины, подчас достойные музеев, пылятся в мастерских художников. Годы работы над одной картиной. Р? что же? Выставки? Да. Но где же они? Мало. Кругом авангардная братия правит бал. Публикации в печати, в исторических книгах, журналах - это очень хорошо. Но это не судьба для картины. Р?сторическая картина по факту вещь музейная, а пишется сейчас художником заведомо в стол, но должна писаться для музеев, для Государства Российского, для будущего. Р? дело это государственное, хочу это подчеркнуть.
    Поверьте мне, если моя мечта не осуществится и музей не будет создан, историческая живопись как явление умрет в ближайшие 5-10 лет. Что-то уйдет за границу, что-то окажется в частных коллекциях, но в большинстве своем останется по мастерским, в которых нет условий для хранения больших полотен. Будущее при этом для картины, уверяю вас, помойка.
    Главное, о чем я сейчас думаю, это о будущем поколении художников. Не будут они писать исторические картины, не будет такого явления, как русская реалистическая школа живописи, ибо картина - это основа ее основ. Думаю и о будущем поколении, о школьниках, студентах. Где, на каких выставках, в каких книгах они увидят живую русскую отечественную историю? Будет государственный музей, появится огромный стимул нематериального плана для художников. Р? для будущих поколений, ибо если это нужно государству, значит, это нужно и всем нам.
    Художник чаще всего отказывается продать историческую картину, даже если есть такие редкие предложения, ибо история должна принадлежать народу. Не надо от государства никаких денежных средств сейчас. Коллекция музея может быть создана и без особых затрат. Если моя идея, идея создания государственного музея, фонда, музея сохранения исторической картины, будет поддержана общественностью, нужно будет создать экспертный совет из представителей общественных организаций, Русской православной церкви, художников, искусствоведов, писателей. Этот совет должен будет строго и непредвзято контролировать качество формирования коллекции музея. Художники поначалу должны будут передавать безвозмездно свои картины, скульптуры на государственное хранение, в дар государству.
    Мне тут недавно сказали, что многие исторические живописцы сами сейчас пытаются создать галерею собственных картин, как у Шилова. У меня была такая галерея еще до Шилова. Р?мею опыт. Могу поделиться. Благо, 12 моих картин находятся в официальных учебниках истории. Такие собственные галереи - это есть один из способов похоронить свои картины. Должна быть общая коллекция, классная, отборная, поначалу небольшая, собранная в кулак. Р?, как мне представляется, эта идея, это мое предложение должно быть поддержано не только художниками. Нужна поддержка общественности, организационная поддержка. Затем, создание начального фонда коллекции. Потом необходим выход на государство, на Президента, чтобы идея стала государственной не только по сути, но и по факту. А уж затем поиск финансовых средств нужен будет. Прошу поддержать не меня, русское искусство, отечественную историю, через которую мы должны видеть наше будущее.

    ЖУКОВА Н.Б.

    Перед самым Собором, 11 декабря, наш Российский союз художников открыл грандиозную выставку "Молодые художники России" в центральном зале художников на Крымском валу. На открытии выставки даже рядовых чиновников не было из Министерства культуры, ну, и соответственно, из правительства никого.
    Глобализация - это вещь совершенно объективная. Мир и дальше будет все более прозрачным, все более опасным, уязвимым. Миновать этот процесс невозможно России, но сохранить свою самобытность Россия сможет тогда, когда впишется в этот процесс и будет участвовать на главных ролях в установлении правил игры этой глобализации. А почему?
    Самобытность от слова "свой быт". Свой быт имеет каждый народ, не только такие великие народы, как, скажем, Россия, российский, русский создали свою цивилизацию, свою самобытность. Р? сейчас они утрачивают положение, свои позиции. Почему? Потому ислам является образом жизни, а христианство, православие - только религией. Россия была только тогда великой империей, когда образом жизни было православие и образом жизни был коммунизм. Как только не стало несущих основ образа жизни, все развалилось. Р? возвращение к этим основам - крайне важная задача, если мы хотим что-то решать. А у нас не так много времени, чтобы решать эти задачи.
    Здесь говорилось, что мы можем противопоставить радикализму духовность и терпение. Но нам осталось противостоять чему-либо 20-30 лет, потому что в эти сроки, по нашей оценке, может случиться два катастрофических геополитических события, взрыва.
    Во-первых, это развал единственной дееспособной демократической империи Соединенных Штатов Америки, которая может быть взорвана изнутри своими собственными противоречиями.
    Р? второе - это, конечно, демографическое выдавливание Китая на территорию наших Сибири и Дальнего Востока. Это говорит о том, что у нас нет времени раскачиваться, мы должны решать все задачи, которые позволят нам сохраниться как государству, нации и цивилизации.
    Первая задача - это немедленно и быстро все имеющиеся ресурсы обратить на собственное внутреннее потребление, вместо того, чтобы создавать собственную национальную, экономическую, военную и структурную мощь. Это можно сделать только тогда, когда будет другая плеяда людей у власти и когда она заставит выполнять эту задачу.
    Вторая задача - это освоение ресурсов будущего. Это освоение Сибири и Дальнего Востока, поскольку только прямое заселение, как Столыпин когда-то хотел и у него не получилось, и развитие той инфраструктуры позволит противостоять завоеванию этих территорий. Р? мы будем иметь там столько сил, что на нас великий южный сосед Китай не пойдет.
    Мы просто должны предложить миру новую архитектуру мира. Сейчас говорят, что как только начинаются формироваться центры силы, это всегда кончается войной. Мы должны сформировать мир равно уважаемых миров. Не иначе.
    Третья задача, главная, которая нам под силу, - это радикальная военная реформа, которую никто не делает и никто не знает, что это такое. Нужно сформировать новую армию, современную, вооруженную, из профессионалов. Россия не способна к реформированию. Она может быть только создана заново. Р? нечего этого бояться. Петр, создавая новую армию, начал с потешных полков Михайловского, Семеновского и Преображенского, потом довел их до ума, и эта армия заменила стрелецкое войско.

    ОРЛОВ А.А.
    заместитель Директора Департамента РњР?Да по внешнеполитическому планированию.

    Без малого год назад человечество, перейдя незримый Рубикон, достаточно весело вступило в третье тысячелетие. А всего через девять месяцев после этого произошли события, глубоко его потрясшие. Я имею в виду террористические акты, которые произошли на территории Соединенных Штатов Америки и которые, как сейчас говорится, в режиме реального времени могли наблюдать люди повсюду на планете.
    Американская трагедия как никогда зримо доходчиво продемонстрировала всем и каждому компактность нашего мира, его уязвимость и хрупкость.
    Я бы одновременно подчеркнул ответственность всех членов международного сообщества за его целостность и прочность. Но стали ли события 11 сентября полным сюрпризом и неожиданностью? В какой-то мере несомненно, но именно в какой-то мере. Вспомним о Буденновске и Кизляре, вспомним о взрывах в Москве, Волгодонске и Буйнакске, вспомним хотя бы о взрыве дома в Оклахоме, о котором уже стали забывать, и подрыве американских посольств в ряде африканских стран. Вспомним о многочисленных террористических акциях в Р?зраиле, Р?РЅРґРёРё, Р?спании, Северной Р?рландии и станет ясно, что мир шаг за шагом приближался к событиям 11 сентября.
    Многие в тех же Соединенных Штатов Америки, как говорится, спинным мозгом чувствовали, что приближается какая-то крупная трагедия. Ведь не спроста же столь популярными стали фильмы-катастрофы, о которых здесь говорилось, как о примерах американской масскультуры. Но во все это люди в Америке не хотели верить. Не хотели верить в возможность этого и в руководящих сферах в Вашингтоне, несмотря на то, что Россия постоянно сигнализировала о том, что терроризм - это глобальная опасность и реагировать на нее нужно всем вместе, а не заниматься нравоучениями и поучительством.
    Поэтому нужно констатировать, что после 11 сентября серьезная переоценка ценностей системы взглядов на мир, на международное сотрудничество потребовалась в первую очередь Соединенным Штатам Америки и их непосредственным союзникам, которые, наконец-то осознали, что без широкого взаимодействия, создания коалиции им одним терроризм не одолеть.
    В то же время, приветствуя формирование международной антитеррористической коалиции, важно помнить о том, что нужно сохранить целостность существующей системы международных отношений, построенной на соблюдении государствами Устава Организации Объединенных Наций и норм международного права.
    Действия международной коалиции должны быть абсолютно легитимными, что предполагает санкционирование применения силы Советом Безопасности ООН, являющимся единственным международным органом, правомочным принимать решения о принудительных действиях в целях восстановления международного мира и безопасности от имени международного сообщества.
    Но я думаю, собравшиеся здесь понимают, о чем идет речь, поскольку сейчас есть различные сигналы о том, что афганскими событиями дело может не закончиться.
    Теперь же хотелось бы более конкретно и предметно коснуться темы семинара "Глобализация". Что такое "глобализация" - благо или напасть? Шанс на прорыв или безысходность? Прежде всего, это объективная реальность. Она может кому-то нравиться или не нравиться, но от этого едва ли что-то изменится. Она существует, есть и будет в дальнейшем нарастать, углубляться и усиливаться.
    На тему глобализации написано десятки, а может быть, сотни книг. Существует очень много различных точек зрения, когда глобализация началась. Некоторые связывают это с Великими географическими открытиями, когда мир образовался в нынешнем целостном виде. Другие считают, что этот процесс свойственней нынешнему этапу развития технического прогресса. Я лично склоняюсь к тому, что действительно это явление сравнительно новое, хотя оно, естественно, имеет корни и в прошлом.
    В чем суть глобализации? Если оперировать привычными терминами, то глобализация - это качественно новый этап в интернационализации международной жизни, связанный с мощным ускорением научно-технического прогресса, который обусловил кардинальные изменения в сферах экономической и финансовой деятельности, привел к радикальному прорыву в развитии транспортной, коммуникационной и информационной систем. В результате мир, оставшись в прежнем географическом смысле, стал намного компактнее в плане общения между людьми и в хозяйственной деятельности. К тому же изменился и характер времени. Хотя в сутках осталось 24 часа, а в минуте 60 секунд, существенно поменялась цена единицы времени.
    Слова из песни "Не думай о секундах свысока" в наши дни воспринимаются едва ли не буквально. На счету каждая секунда, за которую производится тысяча, а может быть, миллионы всевозможных действий и операций в различных точках земного шара, которые затем выстраиваются в единое целое.
    Кто пользуется преимуществом глобализации? Кому она выгодна? В первую очередь, естественно, индустриально развитым государствам. Кто оказывается в минусе? Развивающиеся государства, которые, образно говоря, остались в отцепленном вагоне, а цивилизационный экспресс, в котором путешествует, так называемый "золотой миллиард", унесся далеко вперед. Однако главная проблема в том, что в отцепленном вагоне застряли ни немногие неудачники, а 85 процентов жителей планеты.
    Никогда прежде разрыв между бедными и богатыми не был столь глубоким, как сейчас. Р?С… разделяет бездна и в плане экономического развития, и с точки зрения состояния здравоохранения, образования, науки и культуры.
    Неравенство, несправедливость, как всем известно, являются главными источниками противоречий, которые активно используются деструктивными силами для разжигания межнациональных конфликтов.
    Теперь в двух словах, какова должна быть внешняя политика России. Внешняя политика в этих условиях должна опираться на наши национальные интересы и отражать эти национальные интересы. Р? делаться это должно достаточно жестко, чтобы Россия не потеряла своего стратегического и того своеобразного лица, о котором мы все говорим. Важно, чтобы не нарушались национальные традиции, национальный менталитет и сложившиеся устои в жизни российского общества.
    Совершенно очевидно, что, стремясь к развитию здоровых и равноправных отношений с западом, как главным пользователем плодов глобализации, мы не вправе игнорировать и требования третьего мира, который вполне обоснованно настаивает на создании более справедливого миропорядка, чтобы все достижения прогресса доставались не только богатым, но и становились достоянием развивающихся стран.
    Я думаю, что создание стабильного, социально-ориентированного мира, в котором бы обеспечивался, насколько это в принципе возможно, баланс интересов бедных и богатых государств, несомненно, отвечает интересам России.
    Я еще раз подчеркну, что Россия в критические моменты ни в коем случае не должна оказаться на обочине цивилизационного прорыва, которым является глобализация. Об этом уже говорили некоторые ораторы, что, сохраняя свою собственную самобытность, мы должны найти свое место в этом цивилизационном прорыве, и ни в коем случае он не должен обойти Россию стороной.



    СМОРЧЕВСКР?Р™ Рњ.В.
    Всероссийский благотворительный фонд.

    Сегодня мы должны предложить нашему Президенту Путину и Патриарху ввести в школах Закон Божий. Пожалуйста, прошу записать мое предложение. С этого начнется возрождение нашего государства Российского. Без этого ничего у нас больше не будет. Хватит молчать.
    Необходимо для этого обратиться Собору к нашим депутатам Государственной Думы принять закон на этот счет о введении в школах Закона Божьего.
    Третье предложение. Необходимо в Российской армии ввести институт военных священников. Это очень важный сейчас в России момент. Без этого в России никакой армии не построить. У нас армии еще вообще нет. Только тогда, когда институт политических комиссаров уйдет из нашей армии, а вернутся наши дорогие сердцу и уму священнослужители, только тогда в государстве возникнет новая Российская Армия.

    ЛАПР?Рќ В.П.
    председатель исполкома партии Православного возрождения.

    Пока мы не наведем в собственном доме порядок, ничего не будет. Р? 11 сентября, будь там Буш, Гор, Вильсон - все равно это произошло бы, это было неизбежно. Нам надо думать о себе. У нас вымирает по миллиону каждый год.
    Православие - это единственное, что нас объединяет и что спасет Россию. Православие должно стать государственной идеологией, именно государственной идеологией в России. Другого пути нет.
    Я хочу с предложением выступить. А почему бы нам не создать Соборную партию и не войти во власть? Я обращаюсь к членам Собора, к делегатам Собора, пусть подумают. Собор так и останется Собором. Почему голос православной общественности не звучит в Государственной Думе? Вы подумайте об этом. По-другому назовем даже, объединим все православные силы, православные движения и войдем во власть.





  • БеЛКА - библиотека электронных листков, книг и архивов "Сохранить Россию"